Горбунова Валентина Валерьевна, воспитатель
Игры и упражнения для детей в период дистанционного обученияВызаметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателяили учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительноневнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на чтородителям стоит обратить внимание. Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать Всегоесть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается надеятельности ребёнка. 1) Объем внимания. При маленькомобъеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на несколькихпредметах и удерживать их в памяти. 2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайтев этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, неможет долго сосредотачивать внимание. 4) Избирательность внимания. Этосвойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе.И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы.Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца. 5) Распределение внимания. Ребёнкусложно выполнять две задачи одновременно. 6) Переключаемость внимания. Способностьбыстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок струдом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишкоммедленно? Развивайте гибкость внимания. Понаблюдайте,что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух?Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения навнимание. Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научитьребёнка управлять вниманием помогут игры.
Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи(смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиямиисключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем»)и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.
Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательностьи устойчивость внимания
Начертите такой квадрат с роботом. Он будетпередвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйтенесколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот.Водить по полю пальцем нельзя.
Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваемраспределение внимания Прочитайте предложение, постукивая карандашом постолу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость ираспределение внимания Предложите ребёнку прочитать текст и одновременнопосчитать количество слов в нем ( начните с короткого текста, затем текст можноувеличить). Для счета не используем пальцы.
Игра«Найди лишнее»на концентрацию и распределение вниманияПрочитайте ребёнку стихотворение ипопросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова. Прилетели птицы:
Прилетели птицы:
Игра«Запрещенный цвет»на концентрацию и распределение вниманияПеред началом игры установите правила:
А теперь задавайте вопросы: «Какого цветанебо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?»Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Упражнение«Запомни все»на концентрацию и распределение вниманияПредложите ребёнку внимательно рассмотретькакой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу илисвязку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет.Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?
Упражнение«Что изменилось?»Развиваем объем вниманияРазложите на столе около десяти предметов.Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал,линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы. Затем попросите его закрыть глаза идосчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами иливовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.
Умение действовать по правилу. Методика «да» и «нет» Мы с тобой будемиграть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какиеслова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я будузадавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».Пробные вопросы (не оцениваются): Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое) Заяцбегает медленно? (Заяц бегает быстро) Тест 1.Мяч сделан из резины? 2.Мухомор можно есть? 3.Снег белого цвета? 4.Лиса рыжего цвета? 5.Ворона меньше воробья? 6.Лягушка кукарекает? 7.Голуби умеют плавать? 8.У часов одна стрелка? 9.Медведи бывают белыми? 10.У коровы две ноги?
Задание 1: Я буду произносить слова, еслиуслышишь название цветка, хлопни в ладоши. Морковь, мак, синица, самол т, ромашка,карандаш, тетрадь, расч ска, астра, трава, роза, бер за, куст, лист, ветка, гладиолус,муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, васил к.
Задание 2: Хлопни в ладоши, когда в словах, которыея назову, услышишь звук А. Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант,лиса, волк, медведь.
Память Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. Спомощью привед нных ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания вдень) Вы сможете оценить память своего реб нка. Не расстраивайтесь, еслирезультат не будет блестящим. Память можно развивать!
Задание 1: Прослушай внимательно 10 слов ипостарайся их запомнить. Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол,очки, книга. Попросите реб нка повторить слова, которыеон запомнил, в любом порядке. Результат: Не менее 6 слов – высокий уровень 4-5 слов – средний уровень Менее 4 слов – низкий уровень
Задание 2: Читайте реб нку фразы по одной и проситеповторить каждую. 1.В лесу растут грибы. 2.Утром ш л сильный дождь. 3.Мама читает детям интересную книгу. 4.Вова и Саша несли красные и синие шары. Результат: Хорошо, если реб нок с первого разадословно повторил фразу и не поменял слова местами. Высокий уровень – все 4 фразы повторилточно Средний уровень – ошибся только в 1 фразе Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более
Задание 4:Послушай внимательно пары слов и постарайсяих запомнить. Зачитайте реб нку все 10 пар слов. Затем называйте реб нку толькопервое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово. Осень – дождь Ваза – цветы Кукла – платье Чашка – блюдце Книга – страница Вода – рыба Машина – колесо Дом – окно Конура – собака Часы – стрелки Результат: Высокий уровень – 8-10 пар слов Средний уровень – 5-7 пар слов Низкий уровень – менее 5 пар слов
Задание 5: Упражнение на развитие объ макратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Попросите реб нка повторять за вами слова.Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, реб нок повторяетобязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы междусловами – 1 секунда). Когда реб нок не сможет повторить определ нный словесныйряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следуетподготовить другой список слов). Если во второй попытке реб нок справился сэтим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока иво втором прочтении реб нок не сможет воспроизвести заданное количество слов. Огонь. Дом, молоко. Конь гриб, игла. Петух, солнце, асфальт, тетрадь. Крыша, пень, вода, свеча, школа. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб. Ор л, игра, дуб, телефон, стакан, сын,пальто. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга,сосна, м д. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул,бабочка, метро, цыпл нок, носки. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки,молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
Мышление Реб нок позна т мир и учится мыслить. Он учитсяанализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Малышможет столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случаеобъясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичныеупражнения. Задание 1: Ответь на вопросы: 1.Чего в огороде больше – картофеля илиовощей? 2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей? 3.Чего в шкафу больше – одежды илиплатьев? Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды. Задание 2: Прочтите реб нку рассказы ипопросите ответить на вопрос после каждого рассказа. 1. Саша и Петя были одеты в куртки разногоцвета: синюю и зел ную. Саша был одет не в синюю куртку. В куртку какого цветабыл одет Петя? (синюю) 2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Олярисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками) 3.Ал ша и Миша читали стихи и сказки.Ал ша читал не сказки. Что читал Миша? (сказки) 4.Растут три дерева: бер за, дуб и сосна.Бер за ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самоенизкое? 5.Сер жа, Женя и Антон соревновались, ктобыстрее бегает. Сер жа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Ктоприбежал первым, а кто – последним? 6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик иШарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самыйпушистый? Какой самый гладкий? Задание 3: Ответь на вопросы: 1.Какое животное больше – лошадь илисобака? 2.Утром мы завтракаем, а в полдень …? 3.Дн м светло, а ночью …? 4.Небо голубое, а трава …? 5.Черешня, слива, вишня – это …? 6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдольпути опускаются шлагбаумы? 7.Что такое Москва, Калуга, Курск? 8.Чем отличается день от ночи? 9.Маленькая корова – это тел нок,маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …? 10.Собака больше похожа на кошку иликурицу? Чем, что у них одинакового? 11.Почему у всех автомобилей есть тормоза? 12.Чем похожи молоток и топор? 13.Чем похожи друг на друга белка и кошка? 14.Чем различаются гвоздь и винт? Как быты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе? 15.Футбол, теннис, плавание – это…? 16.Какие ты знаешь виды транспорта? 17.Чем отличается старый человек отмолодого? 18.Почему люди занимаются спортом? 19.Почему стыдно уклоняться от работы? 20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?Когда это возможно, старайтесь, чтобы реб нок дал 2-4 варианта ответов, задаваяему вопрос: «А ещ ?» Норма не менее 15 правильных ответов. Задание 4: Найди лишнее слово: Читайте реб нкугруппу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут бытьобъединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должнобыть исключено. Предложите реб нку найти лишнее слово. 1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2.Храбрый, злой, отважный, смелый. 3.Яблоко, слива, огурец, груша. 4.Молоко, творог, сметана, хлеб. 5.Час, минута, лето, секунда. 6.Ложка, тарелка, сумка, кастрюля. 7.Платье, шапка, рубашка, свитер. 8.Мыло, зубная паста, метла, шампунь. 9.Бер за, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, магнитофон, радио. Задание 5: Упражнение на развитие гибкости ума.Предложите реб нку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либопонятие. 1.Назови слова, обозначающие деревья. 2.Назови слова, относящиеся к спорту. 3.Назови слова, обозначающие зверей. 4.Назови слова, обозначающие домашнихживотных. 5.Назови слова, обозначающие наземныйтранспорт. 6.Назови слова, обозначающие воздушныйтранспорт. 7.Назови слова, обозначающие водныйтранспорт. 8.Назови слова, относящиеся к искусству. 9.Назови слова, обозначающие овощи.10.Назови слова, обозначающие фрукты.
Развитие речи К 6-7 годам речь реб нка должна бытьсвязной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышатьи произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условиеуспешного овладения письмом и чтением. Больше разговаривайте с реб нком,просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которыечитаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам. Если ваш реб нокиспытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различаетзвуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду. Задание 1: Определи на слух, какими звукамиразличаются слова. Прочтите реб нку пары слов. Реб нок должен давать ответпосле каждой пары. Коза – коса, игра – игла, дочка – точка,день – тень, почка – бочка. Результат: Высокий уровень – без ошибок Средний уровень – 1 ошибка Низкий уровень – 2 и более ошибки Задание 2: Хлопни в ладоши, когда услышишь другойзвук. Прочтите реб нку цепочки звуков. Ш-ш-ш-с-ш Г-г-г-г-к-г С-с-с-з-с-с Р-р-р-р-л-р Результат: Высокий уровень – без ошибок Средний уровень – 1 ошибка Низкий уровень – 2 и более ошибки Задание 3: Хлопни в ладоши, когда услышишьслово, которое отличается от других звуком. Прочтите реб нку ряды слов. Рама, рама, рама, лама, рама. Колобок, колобок, коробок, колобок. Коса, коса, коса, коза, коса. Голос, голос, колос, голос, голос. Результат: Высокий уровень – без ошибок Средний уровень – 1 ошибка Низкий уровень – 2 и более ошибки Задание 4: Правильно подбери противоположные посмыслу слова. Реб нок должен правильно подобрать противоположное слово ккаждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий – негромкий».Медленно – (быстро) День – (ночь) Горячий – (холодный) Толстый – (тонкий) Добрый – (злой) Результат: Высокий уровень – без ошибок Средний уровень – 1 ошибка Низкий уровень – 2 и более ошибки Задание 5: Ответь на вопросы. Прочтите реб нкувопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных. Что бывает: кислым, быстрым, красным,мягким? Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь? Что делает: рыба, самол т, лягушка,машина? Результат: Высокий уровень – без ошибок Средний уровень – 1-2 ошибки Низкий уровень – 3 и более ошибки Задание 6: Объясни значения слов. Прочитайтереб нку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять этозадание, объясните реб нку на примере слова «стул», как его выполнять. Приобъяснении реб нок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет(стул – это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан издерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на н мсидеть). Тетрадь, самол т, карандаш, стол. Результат: Высокий уровень – реб нок объяснилправильно все понятия Средний уровень – реб нок объяснил правильно 2-3 понятия Низкий уровень – реб нок объяснилправильно не более одного понятия Задание 7: Послушайвнимательно рассказ. Прочтите реб нку рассказ и предложите ответить на вопросы. Вьюга Утромпервоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно». Тутон увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школуи тоже испугался. Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежалинавстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу. Вьюга выла, свистела, но онауже была не страшной. В.А.Сухомлинский Ответь на вопросы: 1.Про кого говорилось в рассказе? 2.В каком классе учились мальчики? 3.Отчего мальчикам стало радостно? Результат: Высокий уровень – реб нок правильноответил на все вопросы Средний уровень – реб нок правильно ответил на 2 вопроса Низкий уровень –реб нок правильно ответил только на 1 вопрос
Окружающиймир На момент поступления в школу реб нокдолжен иметь определ нный запас знаний и представлений об окружающем мире.Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, освойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии,представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире,на которые реб нок должен уметь ответить. 1.Природа Назови времена года и приметы каждоговремени года. Чем отличаются дикие животные от домашних? Какую пользу приносят домашние животные? Каких ты знаешь хищных животных? Каких ты знаешь травоядных животных? Назови перел тных и зимующих птиц. Почемуих так называют? Какие ты знаешь травы, деревья,кустарники? Чем отличаются травы от деревьев и кустарников? Назови садовые и полевые цветы. Как называются плоды сосны, дуба, яблони? Какие ты знаешь явления природы? 2.Время Назови части суток по порядку. Чемотличается день от ночи? Назови по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимниемесяцы года. Что больше: минута или час, день илинеделя, месяц или год? Назови месяцы по порядку. 3.География Какие ты знаешь страны? Какие ты знаешь города, в каких странахони находятся? Чем отличается город от деревни? Какие ты знаешь реки? Чем отличается река от озера? Какие ты знаешь планеты? На какой планете мы жив м? Как называется спутник Земли? 4.Мир и человек Назови профессии: Кто учит детей? Ктолечит людей? Кто пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Кто пишет картины? Ктостроит дома? Кто водит автомобили? Кто шь т одежду? Кто играет в кино и театре? Какой предмет нужен, чтобы: -измерятьвремя; -разговаривать на расстоянии; -наблюдать за зв здами; -измерять вес;-измерять температуру? Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нуженмяч? Коньки? Какие ты знаешь музыкальные инструменты? Каких ты знаешь писателей? Что такое честность, доброта, жадность,трусость, лень, трудолюбие? Зачем нужно учиться? Работать? Как правильно переходить дорогу? 5.Свойства предметов. Что бывает деревянным, стеклянным,металлическим, пластмассовым? Что бывает мягким, тв рдым, сыпучим, гладким,жидким, острым?
6 октября 2024 в 14:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.